Мастерство общения в сестринском деле | Справочник медсестры | Справочник ОМС

Мастерство общения в сестринском деле

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.

Можно выделить три уровня общения:
1. внутриличностное – с самим собой во время работы;
2. межличностное – между двумя и более людьми;
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией.

Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь:
1. отправителя – тот, кто предает информацию;
2. сообщение – посылаемая информация;
3. канал – форма оправки сообщения;
4. получателя – тот/те, кому посылается сообщение;
5. подтверждение - информация о получении сообщения.

Каналы общения:
1. устная речь – получатель слышит ее;
2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его;
3. письменное сообщение – получатель читает его.

Общение бывает вербальным и невербальным.

Вербальное общение – устная речь;
Невербальное общение - мимика, жесты, позы, прикосновения,
письменное общение (общение, с помощью слов или символов).

Возможные причины непонимания общающихся:
• неправильно выбран канал общения, т. е. получатель не подтвердил получения сообщения или не понял его;
• сообщение передано невнятно или быстро или тихо и т. д.

Вербальное общение предполагает, что вы говорите, и как вы говорите.

Вербальное общение может быть эффективным, если:
• говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами;
• не злоупотреблять специальной терминологией;
• выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника;
• правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе;
• следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить;
• убедиться в том, что вас поняли;
• юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни.

Письменное общение может быть эффективным, если:
• писать аккуратно;
• выбрать правильный размер и цвет букв;
• писать грамотно;
• выбрать понятные и простые слова;
• подписать сообщение.

Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов:
• умеет ли получатель читать;
• понимает написанное;
• видит написанное;
• знает ли язык, на котором написано сообщение.

Невербальный канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл, тогда как слова могут ввести в заблуждение, так как этот канал общения, как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать.

Навык невербального общения сестре необходим, так как ей часто приходится ухаживать за пациентом, не способным использовать устную речь как канал общения.

Мимика является очень богатым источником информации.

С помощью мимики можно передать следующие состояния:
• удовольствие – радость;
• интерес – ажиотаж;
• гнев – ярость;
• пренебрежение – презрение;
• удивление – испуг;
• стыд – робость – унижение;
• страх – ужас;
• счастье – печаль.

При бессловесном (невербальном) общении с пациентом большую роль играют:
внешний вид медсестры – опрятность и профессионализм вызовут доверие пациента;
выражение лица значительно влияет на общение с пациентом (улыбка/нахмуренные брови); лицо может выражать шесть основных чувств:
1. удивление,
2. страх,
3. гнев,
4. отвращение,
5. счастье,
6. печаль;

глаза – своеобразный «центр», позволяющий более точно определить выражение лица;

руки – исходя из того, как жестикулирует собеседник, можно судить о его эмоциональном состоянии;
походка – является дополнительным критерием оценки внутреннего состояния человека.